Относительность Добра и Зла. Притча.

— Я уже умер? — спросил человек.hqdefault

— Угу, — кивнул Демиург, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги. — Умер. Безусловно.

Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.

— И что теперь?

Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.

— Теперь тебе туда, — он не глядя указал пальцем на неприметную дверь. — Или туда,— его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.

— А что там? — поинтересовался человек.

— Ад, — ответил Демиург. — Или рай. По обстоятельствам.

Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.

— А-а… а мне в какую?

— А ты сам не знаешь? — слегка приподнял бровь.

— Ну-у, — замялся человек. — Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям…

—Хм! — Демиург заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.

— По деяниям, значит?

— Ну да, а как же ещё?

—Ну, хорошо, хорошо, — Демиург раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.

— Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?

— Было, — кивнул человек.

— Это добрый поступок или дурной?

— Добрый, конечно!

— Сейчас посмотрим… — Демиург перевернул страницу, — через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?

Человек ошарашенно заморгал.

— Или вот, — Демиург раскрыл книгу в другом месте. — В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.

— Они первые полезли! — вскинул голову человек.

— У меня здесь написано иначе, — возразил Демиург. — И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?

Человек промолчал.

— После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.

— Я нечаянно, — пробубнил человек.

— Само собой, — кивнул Демиург.

— К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим? Демиург перевернул еще несколько страниц.

— Изнасилование — хорошо или плохо?

— Но я же…

— Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?

— Ну, наверное…

— Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?

— Но ведь…

— А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?

— Но…

— Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?

— Но я же не мог всего этого знать! — выкрикнул человек.

— Само собой, — согласился Димиург. — Или вот, например, на странице 246 — ты наступил на бабочку! — А из этого-то что вышло?! Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.

— Какой кошмар, — прошептал он.

— Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это, — Бог показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.

— Выходит… я спас мир?

— Да, четыре раза, — подтвердил Демиург. — Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.

— А-а… — человек на секунду замялся. — А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..

— Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.

У человека подкосились колени и он сел на пол.

— Ничего не понимаю, — всхлипнул он. — Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!

— Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим, — наставительно произнёс Демиург.

— Разве что по намерениям… но тут уж ты сам себе судья.

Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.

— В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.

Человек поднял заплаканное лицо.

— Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.

— А это зависит от того, что ты выберешь, — ответил Демиург.



Комментариев (2)

  • Александр

    |

    Бог не есть кормилец и поилец. Бог есть наставник и учитель..И ОН страдал и страдает -не за сущность ЗЕМНУЮ, а от сущности земной-под-названием ,человек…….Коли ты в боге ,а бог в тебе…..Не-пора- ли-снять себя с ;креста: А знамо и бога своего …..Наступило время-ЗНАТЬ…….,а не думать…..

    Ответить

  • Михаил

    |

    Меня всегда удивляет, как люди публикуютт эту историю.
    Не согласен.

    «А как же все-таки творить добро, и какое добро угодно Богу? Ведь Всемогущий Бог может сделать Сам любое доброе дело. И нет ничего, что могли бы сделать мы, чего не может сделать Господь. Но Всеблагой Господь предоставляет нам возможность потрудиться ради любви к Нему и ближнему. Богу важно не само доброе дело, не величина доброго дела, а то намерение, то состояние сердца, с которым человек творит добро. Об этом говорят многие святые отцы.

    Преподобный Максим Исповедник: «Во всех наших делах Бог смотрит на намерение, – делаем ли мы это ради Него, или ради какой-либо иной причины»[15]. Преподобный Марк Подвижник: «Бог ценит дела по намерениям их. Ибо сказано: «даст тебе Господь по сердцу твоему» (Пс. 19:5)… [Поэтому] кто хочет что-нибудь сделать, но не может, тот [считается] перед Богом, знающим намерения сердец наших, как сделавший. Это касается как добрых дел, так и злых»[16]. «Ничего не обдумывай и не делай без [духовной] цели [с которой это совершается] для Бога; ибо бесцельно путешествующий напрасно будет трудиться»[17]. Святитель Иоанн Златоуст: «Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающего»[18].

    Мы видим, что Богу важны не дела сами по себе, а то сердце, та любовь ко Творцу и ближнему, с которой мы их делаем. Неважно, делал человек добро или не делал зла, главное – кому принадлежало его сердце. Ради кого старалась его душа, кого любила, кого боялось, к кому стремилось? Любовь к Богу побуждает нас к добрым делам, которые есть свидетельство нашей любви к Нему и Он любит нас за наше свидетельство. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10). «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). И только дела, совершаемые из любви к Богу и ближнему, принесут человеку добрый плод в этой и будущей жизни. И хотя внешне милостыня атеиста и христианина, диета и пост, половое воздержание и целомудрие выглядят одинаково, но плоды и цену имеют разные. И один из наиважнейших плодов есть Благодать Божия, преображающая душу.»

    Ответить

Оставить комментарий